Национальный исторический музей Республики Беларусь



10.05. - 31.05. ЭКРАНИЗАЦИИ ВАЛЕРИЯ ПОНОМАРЁВА

3 – 26 июня (по средам и пятницам) Музей истории белорусского кино демонстрирует юбилейную ретроспективу "ФРАНЦУЗСКИЙ ХИЧКОК", приуроченную к 85-летию со дня рождения классика французского кино Клода Шаброля [24.06.1930 – 12.09.2010], в рамках которой будет показана подборка из 8 поставленных им фильмов, а именно:

3 июня (среда) 15-00 и 18-30

КРАСАВЧИК СЕРЖ (Le beau Serge). Франция, 1957, 96 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Жерар Блен, Жан-Клод Бриали, Бернадетта Лафон.

Первая полнометражная картина Шаброля и, одновременно, фильм-манифест направления во французском кино, позже названного "новой волной", снятый вне традиционной системы кинопроизводства – по собственному сценарию и на свои деньги (семейное наследство), без павильонов и с привлечением непрофессиональных актеров. Мастерски воспроизведя атмосферу и быт деградирующей французской провинции, режиссёр заявляет основную тему своего раннего творчества – девальвация социальных и духовных ценностей, опустошенность человека. В истории парижского студента, который пытается вернуть на путь истины спивающегося друга детства, мы впервые сталкиваемся и с характерной двойственностью шабролевского взгляда на героев и события, в основе которого – философия жизни фильмов его кумира Альфреда Хичкока, позволяющая подозревать в преступлении любой персонаж. Приз "Серебрянный парус" на XI МКФ в Локарно (1958).

5 июня (пятница) 15-00 и 18-30

КУЗЕНЫ (Les cousins). Франция, 1958, 110 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Жерар Блен, Жан-Клод Бриали, Жюльетт Майниель, Ги Декомбль.

Вдохновленная начавшимся на Западе в 50-е гг. прошлого века пересмотром моральных норм и идеалов драма из парижской жизни, в которой, используя аллегорическую антитезу, Шаброль старомодному провинциальному конформизму противопоставляет (с характерной для него насмешливостью) "свободную от лицемерия" антимораль нового поколения. Однако, говоря "нет" традиционной "буржуазной" морали, бесстрастный режиссер-наблюдатель выносит приговор и новомодным явлениям. В сюжетной развязке, подчеркивающей алогизм и парадоксальность бытия, есть некий символизм: все "игры" молодых людей – в свободу от морали, в "фашизм" и прочее, то, что порой кажется им весёлой и безобидной шуткой, имеет свойство оборачиваться реальным несчастьем. "Золотой медведь" на МКФ в Берлине (1959).

10 июня (среда) 15-00 и 18-30

МИЛАШКИ (Les bonnes femmes). Франция-Италия, 1959, 92 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Бернадетт Лафон, Стефани Одран, Марио Давид, Люсиль Сэйнт-Симон, Пьер Бертен, Жан-Луи Мори, Аве Нинки, Саша Брике.

В еще более развернутом виде основанное на взглядах радикальной молодежи 50-х гг. ХХ века мировоззрение Шаброля выражено в этой социально-психологической драме (по мнению некоторых критиков – недооцененном шедевре "новой волны") из жизни четырех мечтающих о лучшей доле продавщиц одного из магазинчиков Парижа. Тема крушения жизненных идеалов при их столкновении с реальной действительностью звучит здесь еще более пронзительно благодаря усовершенствованной Шабролем хичкоковской модели "передачи вины" от наиболее к наименее виновному персонажу. Однако если мэтр "саспенса" придерживался этой доктрины в интересах развития сюжета, то у Шаброля парадоксы формулы определяются его взглядом на бытие: не лучше ли влачить примитивное существование, если следование идеалам и морали приносит одно горе?..

12 июня (пятница) 15-00 и 18-30

МЯСНИК (Le bousher). Франция - Италия, 1969, 93 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Стефани Одран, Жан Янн, Антонио Пасс, Паскуале Ферон, Марио Беккария, Уильям Геро, Роже Рудель.

Весьма необычный психологический триллер, по-новому представляющий творчество зрелого мастера, где мирно соединились, казалось бы, взаимоисключающие друг друга жанры – история о серийном убийстве и история любви. В разгар идеологических баталий во французском обществе конца 60-х гг. ХХ века "жесткий портретист французской буржуазии", пытаясь увидеть глубже и шире мир в его космическом восприятии Добра и Зла, создал тонкий фильм о потерянном навсегда рае. Как подчеркивал сам автор, "суть фильма – это человеческая природа, заложенная в ней двойственность, добро, зло, ненависть, извращенность, двусмысленность".

17 июня (среда) 15-00 и 18-30

КРОВАВОЕ РАСПУТСТВО (Les noces rouges). Италия-Франция, 1973, 90 мин.

Реж. Клод Шаброль. Комп. Пьер Жансен. В ролях: Стефани Одран, Мишель Пикколи, Клод Пьеплю.

Созданная под влиянием "Незнакомцев в поезде" Альфреда Хичкока криминальная драма о респектабельных людях, которые из-за вдруг вспыхнувшего сумасшедшего чувства и безудержного желания быть вместе переходят черту, отделяющую человека от животного. Во Франции фильм некоторое время был запрещен, поскольку его сюжет основан на реальных событиях – уголовном деле высокопоставленного чиновника. Приз ФИПРЕССИ на МКФ в Канне (1973).

19 июня (пятница) 15-00 и 18-30

ЖЕНСКОЕ ДЕЛО (Une affaire de femmes). Франция, 1988, 103 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Изабель Юппер, Франсуа Клузе, Нильс Тавернье, Мари Трентиньян, Доминик Бланк, Лолита Чамма, Ауроре Гаувен, Дани, Винсент Готье.

Социальная драма о судьбе Марии-Луизы Ферро – последней из казненных во Франции женщин, которая была приговорена к смерти за подпольные аборты и гильотинирована в 1943-м г. Свободно адаптировав документальную книгу адвоката Франсиса Сцпайнера, Шаброль явил лишенную сентиментальности историю домохозяйки и матери-кормилицы большой семьи из заштатной деревушки (одна из лучших ролей И.Юппер), которая, достаточно настрадавшись сама, решилась помочь другим женщинам. Сама постановка, режиссура действия, декорации – все в этом фильме выдает "руку мастера". Кубок Вольпи на Венецианском МКФ за лучшую женскую роль И. Юппер (1988).

24 июня (среда) 15-00 и 18-30

МАДАМ БОВАРИ (Madame Bovary). Франция, 1991, 143 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Изабель Юппер, Жан-Франсуа Бальмер, Кристоф Малавуа, Жан Янн, Люка Бельво, Жан-Луис Мори.

Последняя из череды экранизаций бессмертного романа Гюстава Флобера о судьбе вышедшей замуж не по любви женщины, которая не смогла смириться со своей участью и пыталась найти спасение от удушающей ее провинциальной скуки и тоски в череде опасных и дерзких поступков. Конфликт идеализированных представлений о жизни и суровой реальности ярко воплощен на экране во многом благодаря блистательному исполнению И.Юппер. Серебряный Георгий на Московском МКФ за лучшую женскую роль И. Юппер (1991); "Оскар" за лучший иноязычный фильм года (1992).

26 июня (пятница) 15-00 и 18-30

ЦЕРЕМОНИЯ (La ceremonie). Франция-ФРГ-Бельгия, 1995, 111 мин.

Реж. Клод Шаброль. В ролях: Изабель Юппер, Сандрин Боннэр, Жан-Пьер Кассель, Жаклин Биссет, Виржини Ледойен, Валентин Мерле, Жюльен Рошфор, Доминик Фро, Жан-Франсуа Перье, Людовик Бриллиан, Клер Широ, Филипп Ле Кок, Ив Верховен.

Снятая в жанровых рамках триллера социально-психологическая драма по роману Рут Ренделл "Хладнокровный суд", являющая жуткую историю классовой ненависти на семейно-бытовом материале. Не слишком увлекаясь преступной технологией, постановщик на первый план выносит психологическую подоплеку случившегося, предельно точен в расстановке нюансов и акцентов. Приз на МКФ в Венеции за лучшую женскую роль С. Боннэр и И. Юппер; "Сезар" и премия "Люмьер" за главную женскую роль И. Юппер (1995).